Яндекс.Метрика

Глава IX. Семетей. Битва Семетея с Абыке и Кёбёшем

Многочисленное войско во главе с Абыке и Кёбёшем бежало в беспорядке. Семетей бросился в погоню за ними, решив во что бы то ни стало захватить живыми в плен своих дядьев. Он все еще думал, что выдаст мать свою замуж за Абыке и этим прекратит распрю со своими родичами. Настигнув их, он выстрелил из аккельте через голову Кёбёша, не желая убивать его, но лишь с намерением напугать. Но пуля попала прямо в Кёбёша и убила его наповал.

Когда Семетей увидел, что Кёбёш убит, его охватило отчаяние, горько плача, он стал причитать:

- О я, бесхвостый и безгривый кулан! Я уподобился змее, не имеющей ног, чтобы ходить. Нет у меня братьев, нет у меня и родных, вырос я на свете один-одинешенек! Мне надо было бы в тесном союзе с Абыке и Кёбёшем, вручив боевое знамя Бакай-хану, идти в Китай для того, чтобы отомстить за льва Манаса, но теперь - о горе! - мои карие глаза затуманились! - так говорил он, рыдая, опершись на свою секиру.

В это самое время к нему подъехал Абыке, ведя за собой своих шестьдесят мергенов. Увидев его, Семетей слез с Тайбуурула, снял аккисе, возложил его на свою шею в знак покорности и стал изливать свое горе:

- Пусть будет подарком тебе мой конь Тайбуурул! Не делай мне зла, о аба, выслушай меня! Мать свою Каныкей я хочу принести тебе в подарок. Из своих коней на выбор я отдам тебе любого. Если я возвеличусь - будь мне опорой, если стану падать - будь мне поддержкой. Абыке! Не посылай против меня своих воинов, не причиняй мне горя. Не навлекай беды на голову бедному сироте. Я считал тебя и Кёбёша своей опорой, я слезно прошу тебя, аба, будь мне по-настоящему родным. Не гневи меня и не дай воспламениться душе моей.

Говоря так, Семетей, унижаясь, упрашивал Абыке помириться с ним. Но слова его проходили мимо ушей Абыке.

- Ловите этого щенка и бете его! - в ярости отдал он приказ своим воинам, и шестьдесят мергенов осыпали Семетея пулями, как градом.

Тогда Семетей, разъярился сам, вскочил на Тайбуурула, своей сырнайзой сшиб седла и перебил всех их.

- В конце концов Семетей не оставит и меня в живых, - подумал Абыке, - Лучше-ка я побегу в сторону Андижана и, может быть, живым останусь. Видно, наказал меня бог. Надо было мне согласиться, когда он сам упрашивал меня помириться!

Сказав это, Абыке бросился бежать. Но Семетей догнал его и сзади слегка уколол пикой сквозь одежду. Он не оставлял мысли взять его в плен живым, возвести его в ханы и выдать за него Каныкей. Но пика Семетея, соскользнув, прошла через спину и пронзила горло Абыке. Так погиб и он.

После этого Каныкей и Чийырды настигли Джакыпа, раздробили ему голову и выкололи оба глаза. Каныкей поймала Акылай и сказала ей:

- Мы обе были женами Манаса, но не прошло и тридцати дней после смерти, как ты вышла замуж за Кёбёша и причинила мне очень много зла. Ты помогала моим мучителям, ты заставила меня бродягой бежать в Бухару, - сказав так, она стала таскать ее за волосы и в конце концов убила ее.

В это время Сары-хан с Байтайликом, продвигаясь вперед, не жалея, избивали врагов. Бакай, видевший это побоище, сказал:- "В чем виноват народ, зачем убивать его? Ведь он будет нужен Семетею". И начал он уговаривать всех, чтобы они прекратили побоище. Сары-хан и Байтайлик хотели перебить оставшихся в живых из сорока чоро, но Бакай приказал им обождать приказа Семетея.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.